Законы логики аристотеля

ЗАКОН ЛОГИЧЕСКИЙ — общее название законов, образующих основу логической дедукции. Собственно логическое содержание оно впервые получает у Аристотеля, положившего начало систематическому описанию и каталогизации таких схем логических связей элементарных высказываний в сложные, истинность которых вытекает из законы логики аристотеля только их формы, а точнее — из одного только понимания смысла логических связей. Большинство логических законов, открытых Аристотелем,— это законы. Позже были открыты и другие законы и даже установлено, что совокупность логических законов бесконечна. В некотором смысле «обозреть» эту совокупность удается с помощью формальных теорий логического рассуждения — т. Существующее многообразие логических исчислений естественно порождает мысль об относительности законы логики аристотеля «логический закон». Однако типом логического исчисления полагаются одновременно и границы этой относительности, поскольку тип исчисления не является исключительно делом произвольного выбора, а диктуется или подсказывается «логикой вещей», о которых хотят рассуждать, и в известном смысле законы логики аристотеля уверенностью в том или ином характере этой логики. Исчисления, основанные на одной и той же гипотезе о характере «логики вещей», являются эквивалентными в том смысле, что в них каталогизируются одни и те же логические законы. «Логикой вещей», отражением которой исторически явились законыявляется логика умственных математических построений — «логика знания», а не «логика бытия». Законы логики необходимо отличать от логических правил вывода. Первые представляют класс общезначимых выражений и формулируются в объектном языке исчисления. Вторые служат для описания фактов логического следования одних выражений из других, необязательно общезначимых, и формулируются законы логики аристотеля метаязыке исчисления. В отличие от законов, правила вывода имеют вид предписаний и носят по существу нормативный характер. При построении исчислений без правил вывода обойтись нельзя, а без законов в принципе можно так именно и поступают в исчислениях естественного вывода. Тем не менее изучение логических законов образует естественный исходный пункт логического анализа приемлемых «хороших» способов рассуждений умозаключенийпоскольку понятие «приемлемое» или «логически правильное» рассуждение уточняется через понятие «логический закон». Связь логически правильных рассуждений с законами логики выражается металогической имеет общенаучное значение, обеспечивая общий метод формального доказательства средствами логики. В традиционной школьной логике термин «логический закон» имел очень узкий смысл и применялся к т. Однако такая законы логики аристотеля в настоящее время является лишь данью традиции и не отвечает действительному положению вещей. Тем не менее названные законы можно принять в методологическом смысле как принципы или постулаты теоретического мышления. В этом случае закон тождества lex identitatis истолковывается законы логики аристотеля принцип постоянства или принцип сохранности предметного и смыслового значений суждений высказываний в некотором заведомо известном или подразумеваемом контексте в выводе, доказательстве, теории. Принятие закона тождества для суждения А не означает, вообще говоря, принятия самого Закон противоречия lex contradictionis указывает на недопустимость одновременного утверждения в законы логики аристотеля, в тексте или теории двух суждений, из которых одно является логическим отрицанием другого, т. Наличие противоречия в рассуждении теории создает парадоксальную ситуацию см. Этим обстоятельством часто пользуются в косвенных доказательствах см. В методологическом плане этот закон законы логики аристотеля конструктивно неоправданную идею о разрешимости потенциально осуществимом указании на истинность или ложность произвольного суждения см. В отличие от формулы, соответствующей закону противоречия, формула, соответствующая закону исключенного третьего, не выводима в законы логики аристотеля и конструктивных исчислениях см. Дихотомия установленных истины и лжи неоспорима, но дихотомия утверждения и отрицания оспаривалась неоднократно. Наиболее последовательную критику закона исключенного третьего дал В свете его критики этот закон следует рассматривать только как законы логики аристотеля принцип классической логики подробнее см. Наконец, закон достаточного основания lex rationis determinatis seu sufficientis выражает методологическое требование обоснованности всякого знания, всякого суждения, которое мы хотели бы принять за отображение истинного действительного положения вещей. В этом смысле он применим не только к выводному знанию в частности, к аксиомам и постулатам научных теорийно и ко всей области фактических истин, не имеющих отношения к формальной логике. Не случайно Лейбниц, который ввел этот принцип в научный обиход, относил его в первую очередь не законы логики аристотеля логике, а ко всем событиям, которые случаются в мире.

См. также